Существует ли разница "русского" и "немецкого" менталитетов?

Существует ли разница "русского" и "немецкого" менталитетов? А если есть, то в чем? 

Наверное, самая большая проблема "русского" в Германии и вообще за границей, это конфликт менталитетов. Да, это конфликт, и корни его растут издалека и влияние его на жизнь трудно переоценить. Конфликт понятий, представлений, ценностей, приоритетов и т.д. И касается это не только русского, у которого паспорт русский, или он считает себя русским, а представителей всех без исключения народов и этносов, которые когда-то жили или сейчас живут в бывшем Советском Союзе. 
Все, что говорилось, и будет говориться на эту тему - изначально спорно. Не исключение и сказанное мною. 
Вот представим себе картину. Кто бывал в Европе, тот подтвердит. На улицах европейских городов, кого только нет, все расы и все национальности со всего мира. Америка, в общем. Сегодняшнее положение всех крупных городов Европы, это мультинациональность. До сорока процентов - иностранцы и выходцы из других стран. И как спрашивается, они все живут здесь? В принципе нормально, уживаются и им здесь есть место. Какой-нибудь китаец, кореец, филиппинец, индус, араб или даже африканец из Буркина Фасо, имеет сложности, но он не находится в противоречии. Мой друг японец в прошлом учился во Франкфуртском университете. И как-то сказал мне: «Есть в немецкой жизни что-то, очень похожее на японскую жизнь». 
Приезжает русский из бывшего совка, и он в жестком конфликте. До неприятия и отторжения. При том, русский, вроде внешне такой же, Россия хоть и окраина, но Европа все-таки. Есть что-то такое, что в корне противоречит. Он не только говорит, он думает с акцентом. А немцы другие, совсем другие. 
Если посмотреть со стороны Казахстана, мы вообще непохожи на русских, на соседнюю Россию, Узбекистан, Азербайджан, или других. Тем более друг на друга: казах на немца, курд на дунганина, корейц на уйгура и т.д. А если посмотреть со стороны Германии и Европы то все одно, идентичность полная, не смотря на все внешние различия. Унификация, называется. Думаем и чувствуем одинаково. Радости и горести, потребности и цели жизни, отношения, стимулы и все то, что заставляет, или не заставляет, нас жить и к чему-то стремиться. Даже смеемся в одних местах и над тем же. Что для "русского" хорошо - то для немца смерть. 
В чем же причина такого положения вещей и есть ли выход, так сказать, перспектива? 
Причина конечно, как это не банально звучит - историческая. Так получилось, что европейские колониальные империи, начавшись с периода Великих географических открытий, развивались и выстраивались по всему мировому океану и на всех континентах. Тогда как Российская империя - по суше в ширину и глубину Евразийского континента. Поэтому она стала самой большой по территории и захватила шестую часть всей сухопутной поверхности планеты. То есть были колонии и естественно метрополии, в частности европейские. Это была система и Европа, таким образом, влияла на другие страны и зачастую несла формирующее начало. В Америке, например, или Индии. И так было на протяжении сотен лет. Есть три величайшие ценности европейской цивилизации: материалистическая философия, римское право и христианство. Есть, конечно, много чего еще, но это основное. Кроме собственно экономических интересов, европейцы несли в колонии и гуманистическую миссию. Формой этой миссии было просвещение. И через него и распространились эти самые ценности, где больше, где меньше, по всему миру. На разных языках, но одно и тоже. Понятно, что глобализация началась не вчера и все страны были связаны между собой всегда. Кроме одного исключения - России. 
В силу архаичности порядков, самодержавия и крепостного права, в России это не сильно приживалось и в старые времена. Очень хорошо это описывали русские писатели. Некрасов, например. У которого из-за глубины непонимания, крестьяне заживо закапали немца-управляющего. При этом непонимание было столь огромно, что им казалось, что немец над ними издевается. А он просто призывал их к порядку. Тот же Бердяев, тоже не обошел вниманием эту тему. В общем, русский народ жил как жил, своими общинными, патриархальными порядками. Но были носители европейского начала, аристократия и дворянство в первую очередь. Потом их кого постреляли, кто вынужден был уехать. И выстроилась совершенно отличная по своей сути, от европейской, совковая система, за железным занавесом. 
Так что такое "русский" менталитет? В чем он? Связи и взятки - скажет вам любой. Но это конечно шутка. В России, как это не удивительно, нет и не было городской культуры. В основе система жизни так и осталась деревенской. В казахском варианте - аульной. А что такое сельская жизнь? Это же все времянка. Что имеем, то и едим. Работаем или по принуждению, или вынужденно. Лень, пьянство, пороки. Далеко не смотрим, на свою жизнь хватит и ладно. Простые и непритязательные радости и потребности. Да еще все это сдобрено: хвастовством, завистью, гордостью, амбициями и еще бог знает чем. В советские времена путем репрессий и тотального контроля, как-то смогли собрать народ и даже в определенные исторические периоды смогли достичь высоких результатов. Но проходило время и все возвращалось на круги своя. 
Христианство православное, да и другие религии в России носили, прежде всего, формальную форму и поэтому все, в общем, достаточно легко отказались в пользу атеизма. Философия была уделом избранных, а потом пришел марксизм-ленинизм и все остальное или рассматривалось через него или вообще не рассматривалось. И учение Маркса вечно, потому что верно. О римском праве даже говорить смешно. Помещик был и царь, и бог и судья. При Советах - революционный трибунал и сталинские тройки. И в прошлом и сейчас юстиция и закон были и остаются декоративным элементом. В общем, телефонное право знаю, римское, нет. 
Система как бы имеет ущербный элемент. И от этого непроходящее чувство собственной неполноценности. И менталитет этот настолько силен, что даже после развала Советского Союза, во всех теперь уже независимых странах построили, демократию без прав человека, а капитализм без конкуренции. Нет таких понятий у нашего человека. 
А что такое цивилизация. В первую очередь, это древняя городская культура. Традиции, условности, приличия. Это внутренняя самодисциплина, ответственность и добровольно принятые обязательства. Где любая работа, труд, это доблесть и добродетель и т.д. 
Нет причин идеализировать этот теперь уже мировой порядок. Но ведь разговор о конфликте менталитетов, конфликте систем восприятия, оценок, ценностей и смысла жизни. Именно эти разные мировоззренческие системы и вступают в жесткое противоречие. А результатом этого противоречия, для конкретного человека, в рамках его отдельной жизни. Это или апатия и бессилие перед новым миром и жизнью, или дезориентированность в оценках, когда не понятно, что хорошо и что плохо. Человек слаб и консервативен и ему проще жить привычными и пусть даже не нужными, изжившими себя, но своими понятиями и представлениями. 
Смотрит, например, новоприбывший в Германию на немца и видит, что тот живет совсем по-другому. Учиться, работает, женится, рожает и растит детей, вроде также, а причины из-за чего он это делает, отличаются. Все как-то прямее, что ли. Логичнее, без измом. А вот в этих самых измах у "русского" и есть смысл. И собираются где-нибудь в Германии по случаю русские "всех рас и всех мастей" и им хорошо, есть о чем поговорить и они понимают, о чем речь, и все они "свои". 
Попробуем посмотреть на эту проблему с другой точки зрения. Конфликт менталитетов касается в первую очередь тех, кому за сорок. Молодые люди, как правило, находятся в более ясной ситуации. Они открыли глаза и увидели этот мир таковым. Потому что, кто бы там, что не говорил, процесс так называемой, европеизации, идет на постсоветском пространстве, с большой скоростью. На сегодняшний день до двадцати процентов российской молодежи до двадцати пяти лет считают себя европейцами, а сорок процентов, Россию частью Европы. Аналогичная картина и в Казахстане и других странах. Не говоря уже об Украине или Грузии. Из-за единого информационного поля: глобализации, интернета, телевидения, кино и т.д. У молодежи появляется порой ложное представление, что Казахстан, например, в принципе - то же самое что Европейские страны. И жить там, также как и у нас. Это тема отдельного разговора, но это и так, да не так. Это так, потому что вектор такой, в эту сторону. 
Можно бесконечно ностальгировать, в глубине души, о днях минувших и стране которой нет, но причина то, в другом. И называется это возрастом. А мир живет и развивается по другим правилам. Ни, к сожалению и ни к счастью. Это субъективное мнение, на которое имеет право каждый. Как гордиться своей национальной исключительностью, или собственной демократией и независимостью. От названия, оно не перестает быть иным. 
Что сильнее, жизнеспособнее и убедительнее, то и будет. Трансформация менталитета или замена одного на другой. А человеческое сознание и мышление услужливо. Как, например, в свое время, это вынужденно сделали все переселенные в Казахстан народы. Или как-то пережили же кардинальную ломку сознания в перестроечный период. С потерями, но пережили. Так же любой наш за границей и на Родине, кстати, тоже, находится в процессе трансформации менталитета. И здесь не обходится без взаимовлияния, принимаешь чужое, а отдаешь свое. Свой образ мысли и жизни - ценность для любого народа и человека. Ведь абсолютно все зависит от того, как ты думаешь. И поэтому это всегда процесс и главный в этом деле фактор – время, которое часто растягивается на годы. Европейцы, ни куда не торопятся. А цель этого неназванного и часто неосознаваемого процесса, есть будущее. Себя и своих детей. Это и есть та плата, которую платят все вместе и каждый в отдельности, как бы кому не хотелось, за достаток, процветание и стабильную жизнь. Все течет, меняется и жизнь продолжается. И в этом есть, самый главный позитив. 

В. Майстер 

Продолжение следует.